Хотелось бы отметить, что до 2003 года буквально все направления судебной экспертизы тем, или иным образом связанные с независимой экспертизой технического состояния транспортных средств, оценкой автотранспорта, оценкой ущерба, установлению причин, условий и обстоятельств ДТП, исследованию следов на транспортном средстве имели общее родовое название «Автотехническая экспертиза».
Однако, как известно, ни время, ни инженерная наука не стоят на месте, в результате чего изначально казалось бы близкие экспертные исследования автотранспорта настолько сильно ушли каждое в свою стороны, что на сегодняшний день фактически завершился этап по очередному размежеванию «автотехнической экспертизы» на целый ряд инженерных экспертиз.
С принятием Министерством Юстиции Российской Федерации Приказа № 114 от 14 мая 2003 года «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции…» экспертиза технического состояния транспортных средств была выделена в отдельный вид экспертиз автотранспорта с присвоением данному виду экспертизы номера «13.2» и уточнением его названия - «Исследование технического состояния транспортных средств». Итак, на сегодняшний день судебная автотехническая экспертиза была разделена на следующие подвиды: 13.1 Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия 13.2 Исследование технического состояния транспортных средств 13.3 Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП 13.4. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости Настоящая статья посвящается именно независимой экспертизе технического состояния транспортных средств. Объекты экспертизы: Прежде чем исследовать тонкости технической экспертизы ТС, нам следует определиться, что является объектами технического состояния транспортных средств.
Итак, на сегодняшний день экспертная практика выделяет следующие агрегаты, наиболее востребованные в экспертизе автотранспорта:
- экспертиза двигателя автомобиля, в т.ч. экспертиза мощности двигателя;
- экспертиза коробки передач;
- экспертиза кузова;
- экспертиза подвески;
- экспертиза шасси;
- экспертиза бампера;
- экспертиза приборов;
- экспертиза прочих узлов и деталей.
Цели и задачи экспертизы технического состояния транспортных средств
Для начала хотелось бы выделить два основных направления исследования в данном виде экспертиз.
Во-первых, исследование технического состояния легкового или грузового автомобиля обычно проводится по двум направлениям, а именно в связи с совершенным дорожно-транспортным происшествием (ДТП), а также вне условий ДТП, т.е. в делах о защите прав потребителя. В соответствии с этим грубым разделением экспертизы на два фронта, цели и задачи экспертизы существенно различаются.
По делам о ДТП, экспертиза технического состояния автомобиля своими целями и задачами ставит следующее:
- Определение наличия или отсутствия неисправности, поломки, дефекта в обследуемом транспортном средстве (автомобиле);
- Определение, того, является ли выявленная неисправность, поломка или дефект в обследуемом транспортном средстве (автомобиле) приобретенной в ходе неправильной эксплуатации автомашины, либо же данная неисправность (дефект, недостаток) имеют заводской характер;
- Определение времени (момента), когда возникли выявленные неисправности, поломки или дефекты, т.е. до столкновения автомашин, либо непосредственно в момент столкновения автомашин;
- Если неисправности, поломки или дефекты, имели место до столкновения, то когда они возникли, т.е. на заводе в момент конструирования автомобиля, литья и сборки его узлов и агрегатов, либо возникли в период его эксплуатации автомобиля.
- Если выявленные неисправности, поломки или дефекты, возникли после столкновения, то в результате столкновения с какой именно преградой они возникли, например, со встречной автомашиной, встречной грузовой автомашиной, придорожным ограждением, бордюрным камнем, дорожным знаком, с придорожным столбом, пешеходом или иным препятствием.
- Если неисправность, дефект или недостаток имели место быть до ДТП, то определить, являются ли они - единственным основанием для возникшего в дальнейшем ДТП.
- Если выявленные неисправности, поломки или дефекты не являются единственным поводом для столкновения автомашин, то определить, какое значение они имели на возникшее в последствие столкновение транспортных средств;
По делам о защите прав потребителей, целями экспертизы технического состояния автомобиля являются:
- Определение наличия или отсутствия неисправности, поломки, дефекта в обследуемом транспортном средстве (автомобиле);
- Является ли выявленная неисправность, поломка или дефект в обследуемом транспортном средстве (автомобиле) приобретенными в ходе неправильной эксплуатации авто, либо эта неисправность, поломка (дефект, недостаток) возникли на заводе, при изготовлении автомашины;
- Если неисправность, поломка или дефект, имеет ярко выраженное заводское происхождение, то определить, в период какого технологического заводского цикла они могли возникнуть, например, в момент проектирования или конструирования автомобиля, либо момент литья узлов и деталей, либо в момент некачественной или неправильной сборки узлов и агрегатов автомашины.
- Если неисправности, поломки или дефекты, являются приобретенными в ходе неправильной эксплуатации транспортного средства определить, то определить, в чем конкретно выражена неправильная эксплуатация транспортного средства.
Процессуальный статус экспертизы
В зависимости от процессуального статуса, экспертиза технического состояния транспортного средства подразделяется на такие подвиды как:
Судебная экспертиза транспортного средства.
В рамках гражданского процесса:
- по делам о защите прав потребителей;
- по делам о взыскании ущерба, возникшего в результате ДТП.
В рамках уголовного процесса:
- по уголовным делам о причинении тяжкого вреда здоровью в результате ДТП.
Внесудебная экспертиза транспортного средства
Внесудебная экспертиза технического состояния автомобиля возникает на основании договора об оказании экспертных услуг, и актуально в преддверии как гражданского, так и уголовного дела.
В преддверии возбуждения гражданского процесса:
- по делам о защите прав потребителей;
- по делам о взыскании ущерба, возникшего в результате ДТП.
В преддверии возбуждения уголовного процесса:
- по делам о причинении тяжкого вреда здоровью в результате ДТП.
Рецензионное заключение (встречная экспертиза)
Несколько обособленно от вышеуказанных внесудебных исследований технического состояния транспортного средства стоят услуги по подготовке рецензионных заключений специалиста (встречной экспертизы), которое приобретает особое значение для целей оспаривания результатов любой первоначальной (судебной или внесудебной) экспертизы ТС.
Виды выходных документов.
В зависимости от процессуального характера, экспертиза по исследованию технического состояния транспортного средства завершается следующими документами:
- По уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях выходным документом является заключение эксперта в области экспертизы технического состояния ТС.
- По внесудебным исследованиям, выходным документом является заключение специалиста в области экспертизы технического состояния ТС.
Результатом рецензирования является рецензионное заключение специалиста в области экспертизы технического состояния ТС.
Хотелось бы отметить, что отдельные безграмотные люди, мнящие себя экспертами, не имея ни какой научной основы именуют результаты экспертизы технического состояния ТС под такими вычурными названиями как акт экспертизы технического состояния транспортного средства, или заключение экспертизы акт экспертизы технического состояния транспортного средства.
Какие виды неисправностей, дефектов и поломок исследует экспертиза технического состояния транспортного средства: Экспертиза технического состояния автомобиля (авто) по убыванию востребованности в оной подразделяется на следующие сегменты: №1 по степени востребованности - Экспертиза двигателя автомобиля Очевидно, что экспертиза двигателя автомобиля, самый востребованный вид экспертизы, т.к. цена двигателя автомобиля порой достигает трети стоимости всего автомобиля. №2 по степени востребованности - Экспертиза кузова автомобиля Очевидно, что кузов автомобиля обоснованно стоит на втором месте по степени востребованности на рынке экспертных услуг, что вполне объяснимо, т.к. по стоимости и громоздкости кузов (корпус) автомобиля по своей стоимости сопоставим с ценой двигателя автомобиля. №3 по степени востребованности - Экспертиза приборов транспортного средства Третьим по степени востребованности элементов экспертизы технического состояния является независимая экспертиза приборов транспортного средства.
Завершить этот материал нам бы хотелось детальным перечислением основных элементов, которые подлежат экспертизы в рамках независимой или судебной экспертизы технического состояния автомобиля (ТС):
- независимая техническая экспертиза двигателя и его мощности;
- независимая техническая экспертиза коробки передач;
- независимая техническая экспертиза электроприборов;
- независимая техническая экспертиза бампера;
- независимая техническая экспертиза шасси;
- независимая техническая экспертиза подвески.
Стоимость независимой или судебной технической экспертизы состояния транспортных средств (ТС) можно уточнить по телефонам, указанным на нашем сайте. Установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов. Установление причин и времени возникновения неисправностей, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП. Установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей. Установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.п.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов, в момент ДТП. Установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.